Статистика в жизни человека или эссе по статистике. Роль и значение статистики в обществе

В современных условиях в России статистика приобрела особый статус. Для принятия эффективных управленческих решений необходим объективный количественный анализ собранных данных, осуществить который можно, только владея статистическим инструментарием.

Статистика – это отрасль знаний, в которой рассматриваются вопросы сбора, анализа и измерения массовых статистических данных об исследуемом объекте.

Зарождение статистики было связано с потребностями государственного управления. Слово «статистика» происходит от латинского слова status (статус) – состояние или положение. От этого слова образовалось итальянское слово «stato» (стато), под которым понималось государство или управляемая область, а также знания о состоянии дел в них .

Истоком возникновения статистики как науки можно считать «политическую арифметику». Именно представители этой школы Джон Граунт и Вильям Петти в Англии, с помощью статистических данных пробовали установить с помощью статистических данных некоторые закономерности общественной жизни. В науку же термин «статистика» ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719 – 1772). Он первым стал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой .

Прежде чем стать наукой в современном понимании, статистика прошла много этапов.

Числовые данные, которые относились к различным явлениям, стали применяться еще в глубокой древности. Так, например, еще за 2238 лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, а в Древнем Риме с 435 г. до н.э., наряду с переписями, велся учет имущества и земель граждан, осуществлялось сравнение военного потенциала различных государств. В Древнем мире из-за необходимости сбора налогов, несения военной службы и различных общественных целей возникла потребность учета рода занятий населения и его размещения . В те времена осуществлялся лишь сбор информации.

В истории развития статистики можно выделить три направления развития. Первое – это описательное, его представителем является Г.Ахенваль. Второе направление – школа политических арифметиков.

Основоположниками этой школы являются В. Петти и Дж. Граунт. В начале XIX в. возникает третье направление статистической науки – статистико-математическое (А. Кетле, К. Пирсон, Р. Фишер и др.).

Интенсивное развитии статистики в России началось лишь к концу XI-X вв. Стали регулярно собирать, обобщать и публиковать статистическую информацию по финансовым, экономическим, социальным и демографическим аспектам. В 1857 г. в России впервые был сформирован Центральный статистический комитет, который осуществлял сбор и обработку информации по основным направлениям экономической деятельности. Наибольшее развитие получили статистика промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта, финансов, просвещения и здравоохранения. Значительное внимание уделялось демографической статистике. Регулярно отслеживалось естественное движение населения. В 1897 г. состоялась первая всеобщая перепись населения Российской империи .

Значительная роль в развитии отечественной статистики принадлежит таким ученым, как А.И. Чупров, Д.П. Журавский, Э.Ю. Янсон, С.Г. Струмилин, В.С. Немчинов и др.

В настоящее время статистика рассматривается как общественная наука, отрасль практической

деятельности, учебная дисциплина, которая изучает количественную сторону массовых социально- экономических явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной путем сбора, обработки и анализа массовых данных, изучения их структуры и распределения, размещения в пространстве и во времени, получения тенденций и закономерностей развития, полноты взаимосвязей и взаимозависимостей .

Статистика как наука имеет свой предмет и объект изучения, и включает в себя такие дисциплины, как теория статистики, экономическая статистика, социально-демографическая статистика. Ее особенностью является то, что статистические данные обрабатываются в количественной форме, т.е. статистика говорит на языке цифр.

Статистика выполняет важную роль в современном обществе. Так, особое внимание уделяется демографической статистики. Данные о населении востребованы на всех уровнях управления экономикой. Для разработки макроэкономических программ социального уровня необходима информация о фактической и перспективной численности населения, его составе, размещении по территории страны и т.д. Для выработки эффективной политики занятости необходимо знать численность трудоспособного населения, для формирования систем пенсионного обеспечения – численность пенсионеров, для планирования развития дошкольного образования – численность детей соответствующих возрастов .

Потребность в демографической информации на региональном уровне еще более высока. Без достоверной демографической информации не ответить на вопросы: сколько нужно построить нового жилья, школ, детских садов, поликлиник; достаточно ли продовольственных ресурсов региона, чтобы удовлетворить потребности населения?

Население любого государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени. При определении численности населения отдельных населенных пунктов на определенную дату учитываются такие категории населения, как постоянное и наличное.

Динамика численности населения формируется под влиянием двух составляющих: естественного и механического движения населения.

С 1 марта 2008 года путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа на карте России появился новый субъект - Забайкальский край. Он входит в состав Сибирского федерального округа. В состав края входят: Агинский Бурятский округ, 31 район, 10 городов и 45 поселков. Краевым центром является город Чита с населением 318 тыс. человек. Забайкальский край - это суровый сибирский край с уникальной, удивительно разнообразной природой .

Так, численность населения в 2014 году составила 1090,3 тыс. человек (по сравнению с предыдущим годом она уменьшилась на 4,9 тыс. человек, или на 0,45 %), в том числе городского населения – 731,7 тыс.человек, что составляет 67,1 % , тогда как сельского – 358,6 тыс.человек или 32,9 % .

Рождаемость увеличилась к уровню соответствующего периода предыдущего года на 53 человека или на 0,3 % и составила 17445 человек, смертность уменьшилась на 68 человек или на 0,5 % и составила 13595 человек. Естественный прирост населения за рассматриваемый период равен 3850 человек, миграционная убыль населения - 6742 человека .

Таким образом, можно сказать, что, статистика – это наука, которая является составляющей частью каждого общества. С помощью нее характеризуют происходящие изменения, собирают и систематизируют информацию.

Список литературы

1. Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М., Бармотин А.В. Статистика: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 389 с.

2. Воронин В.Ф. , Жильцова Ю. В. Статистика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 579 с.

3. Васильева Э.К., Лялин В.С. Статистика. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 339 с.

4. Гусаров В.М. , Кузнецова Е. И. Статистика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 480 с.

5. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика: Учебное пособие. – 4-е изд., - М.: МГИУ, 2007. – 175 с.

6. Общая теория статистики. Курс лекций с практическими примерами / И.П. Миличенко, О.Е. Лугинин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 187 с.

7. Номоконова О.А. Уровень жизни в Забайкальском крае. / Управление экономическими системами: стратегическое планирование развития региона: сб.статей междунар.науч.-практ. конф. /Забайкал. гос. ун.-т.- Чита: ЗабГУ, 2015. – с. 163-168

8. [Электронный ресурс] htt://chita.gks.ru


ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
по статистике
на тему «Роль и значение статистики в жизни общества»
Подготовила: студентка группы 2бу
Коротич Юлия
Проверила: преподаватель Бочаева О.О.
Борисоглебск, 2016
Содержание
Введение
1. Предмет статистики
2. Роль и значение статистики в жизни общества
Заключение
Список литературы
Введение
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «определенное положение вещей». Употреблялся он первоначально в значении слова «государствоведение»; впервые был введен в обиход в 1749 г. немецким ученым Г. Ахенвалем, выпустившим книгу о государствоведении.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой. Между статистической наукой и статистической практикой существует тесная связь. Статистическая практика применяет правила, выработанные наукой; в свою очередь статистическая наука опирается на материалы практики и, обобщая опыт практики, разрабатывает новые положения. В-третьих, статистикой часто называют статистические данные, представленные в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений. При этом статистику прежде всего интересуют те выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.
Статистика имеет многовековую историю, уходя своими корнями в глубокую
древность, С образованием государств появилась необходимость в статистической практике, т.е. в сборе сведений о наличии земель, численности населения, о его имущественном положении.
В данной работе я рассмотрю некоторые термины, связанные непосредственно со статистикой, предмет статистики, роль и значение этой дисциплины в жизни общества.
Предмет статистики
Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.Свой предмет статистика изучает с помощью определенных категорий, т.е. понятий кот отражают наиболее существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
5 основных понятий статистики:1- Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.
Совокупности: однородные и разнородные:- однородные – если один или несколько изучаемых признаков её объектов являются общими для всех единиц (группа молодых людей - если им всем по 17 лет) - разнородные – совокупность, в которую входят явления разного типа.2- Единица совокупности- элемент статистической совокупности. Этот элемент - носитель признаков, подлежащих регистрации и основой ведущегося при обследовании счета.3- Признак – отличительная черта, свойство, качества, присущие единице
совокупности и учитываемые при статистическом исследовании. Подразделяется:- по характеру отображенных свойств совокупности:а) признаки, имеющие непосредственное количественное значение (возраст, стаж);б) признаки, не имеющие непосредственного количеств выражения (профессия, продукция, дожить до такого-то юбилея).-варьирующий признак: вариация – это изменение величины любого значения признака при переходе одного объекта или группы объектов к другому (от одной единицы совокупности к другой) или наличие у единицы совокупности разных значений признака, являющееся следствием воздействия на элементы совокупности множества различных причин (факторов).4- Стат. показатель –(категория) – отражающая количественные характеристики, соотношение признаков общественных явлений (размеров).
Статистические показатели:-объемные – показатели, получаемые путем сложения значений признака каждой единицы совокупности. Величина, образуемая при исчислении данного показателя, называется объемом признака(численность населения, трудового населения, экономически занятое население);- расчетные - показатели, которые рассчитываются с помощью специальных формул и математических методов и применяются для анализа
сложных общественных явлений.(средние величины)-Плановые показатели - показатели, величина которых отражает уровень изучаемого явления, который должен быть достигнут в соответствии с планом.- Отчетные показатели - показатели, величина которых отражает уровень изучаемого явления, достигнутый в исследуемом периоде (если признак моментный) или за исследуемый период (если признак интервальный).-прогностические – прогноз оценок.5- Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями, охватывают все уровни жизни общества на различных уровнях. Уровни:- макроуровень - уровень страны, региона;- микроуровень - на уровне организации, семьи, домохоз.Системы статистических показателей имеют следующие особенности:1-они носят исторический характер;2-меняются условия жизни населения, общества, меняются и системы статистических показателей; 3-методология расчета статистических показателей непрерывно
совершенствуется.Основной метод статистики - диалектический метод познания всех явлений в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Метод статистики - это целая совокупность приёмов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей. 1-Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.2-Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования. 3-Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин -абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.- абсолютных; –относительных; –средних Познавательное значение статистики заключается в том, что:
- статистика дает цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит самым надежным способом оценки действительности;- статистика дает доказательную силу экономическим выводам, позволяет проверить различные «ходячие» утверждения, отдельные теоретические положения;- статистика обладает способностью раскрывать взаимосвязи между явлениями, показывать их конкретную форму и силу;- статистика первая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, дает их количественную и качественную характеристику2. Роль и значение статистики в жизни общества
Созданы и функционируют статистические учреждения и общества, которые ведут большие статистические работы, проводятся национальные и международные конференции, симпозиумы, научные собрания по проблемам статистики, издаются научные журналы и статистическая литература.С учетом особенностей развития той или иной страны в них получают преимущественное развитие отдельные направления. Плановое ведение экономики в бывшем СССР потребовало развития статистической отчетности, централизации статистической работы, развития статистики как практического помощника в соц. строительстве и др.В странах, базирующихся на частной собственности, развивался учет внутри фирм как средство управления, контроля и орудия конкурентной борьбы с соперниками, совершенствовались ценовая статистика, методы спец. статистических исследований и др.Определенные работы в области статистики проводятся и в Республике Беларусь (об этом поговорим в других темах).Статистическая наука будет развиваться и дальше.Дисциплина “Статистика” является базовой для ряда дисциплин («Статистика промышленности», ТВ и «математическая статистика», «Технико-экономический анализ»), тесно связана с другими дисциплинами. Например, дисциплиной “Основы экономической теории”, опираясь на статистические факты, формулируются законы развития экономики, уточняется и углубляется понимание и содержание экономических категорий, совершенствуется хозяйственный механизм. Базируясь на экономическую теорию статистика организует и проводит изучение экономических явлений, совершенствует статистическую методологию, систему статистических показателей.Специфические черты имеет связь “Общей теории статистики” с самостоятельной математической дисциплиной “Теория вероятности и
математическая статистика”. Поскольку в статистических исследованиях накапливаются и обрабатываются большие массивы данных, в статистике весьма велика роль математических методов. Исходя из этого некоторые авторы склонны рассматривать стат. методы, как часть математических методов или частный случай их. Однако при этом выпускают из вида тот неоспоримый факт, что математика как наука рассматривает массовые явления в чисто количественном аспекте без учета их качественного содержания. Статистика количественные аспекты изучает в непрерывной связи с качественной определенностью явлений. Имеется и противоположный подход, когда в статистику, как составной элемент включается “Математическая статистика”. “Общая теория статистики” использует также теоретические положения науки диалектики.
Необходимость и роль статистики в современном обществе трудно переоценить. Статистике поддается всё, что окружает человека, все, что тем или иным образом относится к его деятельности. В современном мире всё подвергается счету. Роль статистики в современном обществе возросла с максимальной силой. Потому что владение всеми типами статистики предоставит шанс государству наблюдать и эффективно решать, встающие в обществе вопросы.
В современном же понимании «статистика» имеет несколько ролей и значений : 1) данные, характеризующие массовые явления или процессы, к примеру, численность населения в нескольких областях на определенную дату; 2) проведение различных мероприятий и осуществление деятельности системы статистических учреждений по сбору и обработке данных, характеризующие все аспекты государственной жизни; 3) и самое главное, это наука, которая имеет свой предмет и метод. Наиболее важными современными особенностями статистики являются: Во-первых, статистика изучает не единичные, а массовые явления, а во- вторых, количественную
сторону общественных явлений. Статистика изучает массовые общественные явления, то есть такие, которые состоят из достаточно большой совокупности, количества единиц или фактов, существенные свойства которых схожи. Теория статистических методов направлена на решение реальных задач. Поэтому в ней очень часто возникают новые постановки математических задач анализа и измерения статистических данных, развиваются и обосновываются новые методы. Обоснование проводится математическими средствами, путем доказательства теорем. Большую роль играет методологическая составляющая - как именно ставить задачи, какие предположения принять с целью дальнейшего математического изучения. Велика роль современных информационных технологий, в частности, компьютерного эксперимента. Второй и не менее важной особенностью статистики выступает ее количественная сторона общественных явлений – это, прежде всего, их размеры, а также соотношение размеров. Изучение количественной стороны общественных явлений неразрывно связано их качественным содержанием. То есть количественная размерность не существует без качественной определенности. Например, при группировке населения по возрасту статистика отображает качественно отличимые контингенты: дошкольного возраста, школьного, трудоспособного, пенсионного. В связи с тем, что явления общественной жизни непрерывно меняются и развиваются во времени, статистика изучает также изменение количественной стороны явлений в динамике. Помимо этого статистика выполняет множество задач, связанных с обобщением изучаемых явлений и достоверным познанием окружающего мира и направленных на обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, которые, прежде всего, отвечают международным статистическим стандартам, с помощью формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, которая направлена на повышение эффективности и принятия управленческих решений. Статистика осуществляет выполнение важной
роли в механизме управления экономикой. Необходимое условие эффективных управленческих решений на государственном уровне и региональном уровне - наличие полной и своевременной информации о происходящих явлениях. Немало важным в принятии эффективных решений, способствовавших эффективному решению, является качество предоставляемых статистических данных. Кроме того она позволяет разрабатывать стратегию поведения на основе прогноза закономерностей наблюдаемых процессов . Главной задачей статистики в современном экономическом развитии России выступает характеристика наблюдаемых изменений, которые связаны с переходом к рыночным отношениям. Для нахождения путей решения этой задачи статистика осуществляет сбор и систематизацию информации о реформируемых объектах и процессах, совершенствует методы сбора, обработки и анализа данных, участвует в развитии современного менеджмента и маркетинга. А органы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации решают целый спектр статистических задач: модернизация различных методов сбора и обработки данных, разработка специальных методов статистического наблюдения; развитие методов для изучения финансовых и нефинансовых активов статистики, таможенной статистики, статистики экспорта и импорта; улучшение системы экономико- статистического образования в России, создание ознакомительных курсов и многое другое; совершенствование государственных и корпоративных систем статистического мониторинга социальной и экономической конъюнктуры в России; разработка российских сайтов с целью реализации программ в международных организациях отечественной статистической информации. Таким образом, можно сказать, что, статистика является наукой, которая представляет собой неотъемлемую часть жизни каждого общества, она определяет динамику развития, спада, роста общественных явлений. Это наука, которая решает определенные цели благодаря наличию и развитию
статистических методов, а также благодаря развивающимся информационным технологиям. И ее предметом служит количественная и качественная оценка массовых общественных процессов, а также количественное выражение основных закономерностей развития в конкретных условиях места и времени. Только в статистике решаются следующие важнейшие задачи: осуществление сбора данных о всех хозяйствующих процессах и явлениях общественной жизни с последующим расчетом обобщающих показателей социально- экономического развития отраслей, фирм; отслеживание и наблюдение за новыми явлениями социально-экономической жизни; повышение экономико- статистической образованности за счет статистических справочников, статей, сборников; проведение международного сопоставления уровней социально- экономического развития стран.
Заключение
Таким образом, в статистической науке выделяются следующие части: общая теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.
Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики.
Задачей экономической статистики является разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования. Отрасли экономической статистики - статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.; их задача - разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей.Статистики крупных отраслей могут быть подразделены на более мелкие отраслевые статистики: например, статистика промышленности - на статистику машиностроения, металлургии, химии и др.; статистика сельского хозяйства - на статистику земледелия и животноводства и т.п.
Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений; ее отрасли - статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.
Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической
или социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях (показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики.
Общая теория статистики является той учебной дисциплиной, с изучения которой начинается формирование необходимых профессиональных знаний у экономистов, менеджеров, руководителей предприятий.
Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистической службой. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы ведомственной статистики.
В данной работе сделана попытка раскрыть теоретическую основу вопроса. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, мы в заключении сделали некоторые выводы, обобщая анализ рассмотренного вопроса.
Список литературы
1. Воронин В. Ф. , Жильцова Ю. В. Статистика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 579 с.
2. Багат А. В., Конкина М. М., Симчера В. М., Бармотин А. В. Статистика: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 389 с.
3. Васильева Э.К., Лялин В.С. Статистика. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 339 с.
4. Гусаров В. М. , Кузнецова Е. И. Статистика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 480 с.

Введение. Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Благодаря этим данным можно провести анализ деятельности, функционирования любых отраслей хозяйства.

Целью данной работы является изучение становления статистики как науки, а также определение ее роли и значения и особенностей в жизнедеятельности общества.

Основная часть. Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще в древнем мире необходимость сбора налогов, несения военной службы и для других общественных целей возникла потребность учета населения, его размещения, рода занятий.

В средние века с развитием феодализма учет распространился на имущество, земельные угодья и т.д. В крупных хозяйствах организуется даже внутрихозяйственный учет .

Все эти и другие формы учета и анализа носили чисто практический характер. Однако нередко проводились эпизодически, на примитивном уровне.

Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п .

Развитие внутренней и международной торговли расширили разнообразие информации, включая информацию об иностранных государствах. Начиная с XVI в. в Италии, Голландии и др. странах составляются и издаются сборники о разных странах: о политическом устройстве, населении, промышленности, сельском хозяйстве, торговле, путях сообщения. Накапливается опыт в сборе, систематизации и обработке первичных статистических материалов. Появляется потребность в их анализе для выявления закономерностей общественного развития.

Необходимо отметить, что термин «статистика» был введен в 1746 голу немецким ученым, профессором философии и права Генрихом Авенхалем (1719-1772) .

В современном понимании «статистика» имеет несколько значений: данные, которые характеризуют массовые процессы или явления, например, уровень цен на конкретный товар у нескольких продавцов на определенную дату, или численность населения в нескольких областях на определенную дату и т. д.; деятельность системы статистических учреждений по сбору и обработке данных, которые характеризуют все аспекты государственной жизни.; наука, которая имеет свой предмет и метод.

Предметом статистики являются размеры и количественные соотношения между массовыми общественными явлениями, закономерности их формирования, развития, взаимосвязи.

Также необходимо учесть две важные особенности статистики .

Во-первых, статистика изучает количественную сторону общественных явлений, а во-вторых, она изучает не единичные, а массовые явления.

Количественная сторона общественных явлений – это, прежде всего, их размеры, а также соотношение размеров. Так, в течение месяца на аукционах фондовой биржи было продано 3000 акций одной компании на сумму 979200 ден. ед. (номинальная цена акций – 35 ден. ед.). Не менее важной формой отображения количественной стороны общественных явлений является соотношение размеров. По приведенным данным средняя цена акций составила 326,4 ден. ед., что превышало номинальную цену в 9,33 раза.

Изучение количественной стороны общественных явлений неразрывно связано их качественным содержанием. Т. е. количественная размерность не существует без качественной определенности. Например, при группировке населения по возрасту статистика отображает качественно отличимые контингенты: дошкольного возраста, школьного, трудоспособного, пенсионного.

В связи с тем, что явления общественной жизни непрерывно меняются и развиваются во времени, статистика изучает также изменение количественной стороны явлений в динамике.

Вторая особенность предмета связана с тем, что статистика изучает массовые общественные явления, т. е. такие, которые состоят из достаточно большой совокупности, количества единиц или фактов, существенные свойства которых схожи.

Теория статистических методов нацелена на решение реальных задач. Поэтому в ней постоянно возникают новые постановки математических задач анализа статистических данных, развиваются и обосновываются новые методы. Обоснование часто проводится математическими средствами, то есть путем доказательства теорем. Большую роль играет методологическая составляющая - как именно ставить задачи, какие предположения принять с целью дальнейшего математического изучения. Велика роль современных информационных технологий, в частности, компьютерного эксперимента .

Выводы. Статистика является наукой, которая является неотъемлемой в жизни каждого общества, она определяет динамику развития, спада, роста общественных явлений. Это наука, которая решает определенные цели благодаря наличию и развитию статистических методов, а также благодаря развивающимся информационным технологиям.

Литература: Статистика: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 232 с. Электронная энциклопедия – Википедия. http://allstats.ru/


Статистика Статистика знает все. Стати́стика отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме. Статистика обязательный инструмент планирования и управления, позволяющий получать наиболее объективные оценки и давать прогнозы максимально приближенные к реальности.


Составные части статистики Современная статистика представляет собой не одну научную дисциплину, а серию отраслевых статистик. Различают следующие её составные части: Общая теория статистики, в которой излагаются её общие принципы и методы экономическая статистика, изучающая систему показателей народного хозяйства, его структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и элементов общественного воспроизводства Отраслевые статистики – промышленная, сельскохозяйственная, строительства, транспорта, связи, демографическая и др., задачей которых является изучение системы показателей, анализ.








Где и как в реальной жизни нам пригодятся статистические данные? Данные о статистике сопровождают нас с самого рождения, когда рождается ребёнок каждый месяц ведётся статистика изменений его роста, веса. Мы ведем статистику перенесенных заболеваний, прививок. В школе мы ведем статистику об успеваемости, при выборе профессии мы также используем статистику. В домашнем хозяйстве мы ведем статистику доходов и расходов, за квартплату, тарифов за коммунальные услуги, что позволяет нам знать за что мы платим и чтобы не быть обманутыми. Можно сказать с точностью, статистические данные пригождаются нам в реальной жизни на каждом шагу.


Чтобы выявить активность нашего класса в школьной жизни мы провели анкетирование: 1.Участвуете ли вы в спортивной жизни школы? Приведите примеры. 2.Принимаете ли вы участие в школьных творческих конкурсах, если да то в каких? 3.В каких благотворительных акциях в школе вы участвовали? 4.В каких олимпиадах вы принимали участие? 5.Какие кружки вы посещаете в школе? 6.Довольны ли вы питанием в школьной столовой? 7.Планируете ли вы продолжить обучение в нашей школе, если нет, то куда вы пойдете после 9 класса? И получили следующие результаты:











Вывод: Мы взялись за этот проект чтобы ответить на главный для нас вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без статистики? Но чтобы ответить на этот вопрос нам пришлось изучить различные материалы и воспользоваться полученными знаниями на уроках математики. Мы провели опрос для выявления активности нашего класса в школьной жизни. Итак, проведя опрос мы пришли к выводу, что наш класс активно принимает участие в школьной жизни. Активно участвует в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, различных акциях. В ходе проекта мы еще больше сдружились и узнали об интересах одноклассников.



Актуальность темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, экономика, право, медицина, демография и других.

Таблицы и диаграммы широко используются в справочной литературе, в средствах массовой информации. Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм.

Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации.

Мы должны научиться жить в вероятной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.

Объектом исследования выбрали свой класс.

Предмет исследования:

  • использование статистических методов
  • опрос общественного мнения
  • статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, размах;
  • интерпретация статистических характеристик;
  • наглядное представление информации.

Цель исследования:

  • ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения; -выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.

3. Обработать данную информацию.

4. Интерпретировать результаты статистических исследований.

5. Наглядно представить полученную информацию.

Методы исследования:

Этапы работы:

План работы (исследования):

1. Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.

2. Проведение анкетирования, опроса среди учащихся 9А класса.

3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм.

4. Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.

Методика и материалы.

1. Составление анкет для опроса общественного мнения.

2. Сбор материала по исследуемой теме.

3. Анализ собранного материала.

4. Интерпретация статистических результатов.

5. Наглядное представление результатов статистических исследований.

Вопросы для опроса:

1. Любимый предмет учащихся.

2. Рост и вес учащихся за 2013-2014 гг., 2014- 2015 гг., 2015-2016 гг.

3. Любимые телепередачи родителей и учащихся.

4. Любимая передача учащихся.

5. Размер обуви учащихся.

6. Любимый певец или певица учащихся.

7. Успеваемость учащихся за 1 полугодие за 2015-2016 учебный год по основным предметам.

2. Статистика

2.1. Что такое статистика

Статистика (от латинского status) –наука изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.

Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение. С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта).

С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни.

С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках. Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам. Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

2.2. Виды статистики

Виды статистики: финансовая, биологическая, экономическая, медицинская, налоговая, метеорологическая, демографическая. Математическая статистика – раздел математики, изучающий математические методы обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов.

2.3. Статистические характеристики

Основными статистическими характеристиками являются среднее арифметическое, мода, размах, медиана.

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.

Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Мода - это величина признака (варианта), наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности.

Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.

Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить.

2.4. Обработка информации

Методы сбора и обработки числовых данных в каких-либо конкретных областях науки составляют предмет соответствующей специальной статистики, например физической, звездной, экономической, медицинской, демографической и т. п. Формальная математическая сторона статистических методов анализа, не зависящая от специфики изучаемых объектов и конкретной области знаний, составляет предмет собственно математической статистики. Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Можно провести опрос общественного мнения, найти центральные тенденции ряда данных: среднее арифметическое, моду, медиану, размах; дать интерпретацию результатам статистических исследований и наглядно представить полученную информацию.

Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводят специальные статистические исследования. Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, статистический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение полученных результатов.

Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.

Метод статистики предполагает следующую последовательность действий:

  • разработка статистической гипотезы,
  • статистическое наблюдение,
  • сводка и группировка статистических данных,
  • анализ данных,
  • интерпретация данных.

Прохождение каждой стадии связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

Способы статистического наблюдения

Основанием для регистрации фактов могут служить либо документы, либо высказанное мнение, либо хронометражные данные. В связи с этим различают наблюдение:

  • непосредственное (сами измеряют),
  • документально (из документов),
  • опрос (со слов кого-либо).

В статистике применяются следующие способы сбора информации:

  • корреспондентский (штат добровольных корреспондентов),
  • экспедиционный (устный, специально подготовленные работники)
  • анкетный (в виде анкет),
  • саморегистрация (заполнение формуляров самими респондентами),
  • явочный (браки, дети, разводы) и т.д.

2.5. Графическое представление данных

Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.

Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.

Статистический график - это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации.

Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.

При построении графического изображения следует соблюдать требования. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели.

Способы графического представления данных: диаграммы, гистограммы, графики.

Диаграммы - наиболее распространенный способ графических изображений. Это графики количественных отношений. Виды и способы их построения разнообразны. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах (пространственном, временном и др.) независимых друг от друга величин: территорий, населения и т.д.

Более распространенным способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого назначения. Это объясняется тем, что идея целого очень хорошо и наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Удельный вес каждой части совокупности в секторной диаграмме характеризуется величиной центрального угла (угол между радиусами круга). Сумма всех углов круга, равная 360°, приравнивается к 100%, а следовательно, 1% принимается равным 3,6°.

Для наглядного изображения явлений в рядах динамики используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграммы зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования.

Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней. Для построения линейных графиков применяют систему прямоугольных координат.

Полигон иллюстрирует динамику изменения статистических данных со временем, позволяет судить о значениях величины в определённых точках, по нему нельзя найти значение этой величины в промежуточных точках.

Для изображения интервального ряда используется гистограмма – ступенчатая фигура, составленная из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте.

Практическая часть

Заключение

Проводя своё исследование, я ещё раз убедилась, что математика прочно вошла в мою повседневную жизнь, и я уже не замечаю, что живу по её законам. В этом учебном году я начала изучение статистических характеристик и их наглядное представление. В ходе исследования научилась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы.

Роль статистики в жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.

Но надо помнить, одну и ту же статистическую информацию люди могут трактовать по-разному и то, что если я хочу увидеть достоверную информацию, лучше находить не один показатель, а два, а лучше всего все четыре: среднее арифметическое, моду, медиану и размах.

Литература

  1. Школьная Энциклопедия “Математика”. Под редакцией Никольского.
  2. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : Мнемозина.
  3. Учебник “Математика-9.Арифметика. Алгебра. Анализ данных”. Под редакцией Г. В. Дорофеева. Авторы: Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева.
  4. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Н.Д. Угринович.
  5. Классный журнал.